МЕСТНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ
Обычай брать воду из реки на ледоход (с. Щельябож)
Во время ледохода вода считалась лечебной, её собирали для врачевания.
Обычай на первую кукушку (с. Щельябож)
Когда услышишь весной первую кукушку, нужно сделать три кувырка, чтобы спина не болела целый год.
Обычай разламывания хлеба на открытие речного сезона (с. Мутный Материк)
Рыбаки-охотники, открывая сезон на реке, спустив на воду лодку, разламывают булку хлеба и опускают в воду, тем самым задабривая реку на весь сезон.
Обычай закладки монеты при строительстве дома (с. Мутный Материк)
В угол сцепления брёвен первого венца ставят десятирублевую железную монету, чтобы в новом доме был достаток.
Обычай приносить в качестве подарка хозяевам охапку дров при первом посещении дома-новостройки (с. Мутный Материк)
Обычай не браться за новое дело в тот день недели, на который в году выпадает православный праздник Благовещение. Соблюдать этот запрет в день, на который выпало Благовещенье, еженедельно весь год. (с. Мутный Материк)
Свадебный плач (с. Усть-Уса)
Исполняется при расплетении косы у невесты. Косу расплетают две самые близкие подруги. Меняется головной убор (вместо ныв юр – баба юр). Вместо девического убора надевается убор замужней женщины. Раньше причитания исполняли профессиональные вопильщицы (бöрдöдысьяс).
Милая доченька, родителей хорошая дочь, с красивым именем Василиса!
С вольной уж разлучили, с милым девичеством.
Девичью честь отобрали, вольную волю.
Поставили тебя перед стоглазым зрителем с золотыми ресницами,
Стоишъ пред серебряным ухом на всеуслышанье.
Девичество отбирают, твой девический чин,
Светлое девичество отбирают, отнимают
От хорошего житья-бытья у родителей.
Возле братьев – ясных соколов да милых сестриц житье в достатке.
Расплетают твою длинную косу до пояса,
Для которой ты сладкий девичий сон прерывала да рано вставала.
А сумеешь ли ты, милая доченька, дай, Василиса,
У хороших чужих родителей да у накупных
Братьев да сестер жить!
Сумеешь ли ты, рано вставая да поздно ложась,
В накупной семье вести хозяйство?
Сумеешь ли ты угодить своему суженому — Василию?
Сумеешь ли ты ухаживать за ним, как его родители?
Не будешь ли ты, милая доченька, в накупной семье
Как соринка в глазу?
Ох, не будешь ли ты, как ненужный коврик для ног,
Как ветром гонимый клочок шерсти?
Хватит ли тебе, молодой, девичьей мудрости на хорошее житье?
Хватит ли сноровки для чужих родителей, милой стать?
Ох, не будет ли народ плохо говорить о тебе?
МЕСТНЫЕ ПОВЕРЬЯ
Деревья с вросшим суком (у некоторых деревьев сук растет из середины ствола) в строительстве дома не используют: плохая примета. (с. Мутный Материк)
Воду ночью в дом вносить и выносить из дома нельзя – ночная вода – это слёзы. (с. Мутный Материк)
СТАРИННЫЕ ЛЕГЕНДЫ
О Николае Чудотворце (с. Щельябож)
Как-то везли на лодке икону Николая Чудотворца, приставали ко многим берегам разных деревень и селений, и не могли её с лодки поднять. Лишь пристали к берегу Щельябожа, сделалась икона лёгкая, смоги её от лодки оторвать и в церковь поднять. С тех пор в Щельябоже считают: им покровительствует Николай Чудотворец.
О знахарке Сем Марфе (с. Щельябож)
Люди помнят ещё знахарку Сем Марфу, которая обладала большой силой, могла лечить людей от многих болезней, могла превращаться ветер, знала старинные коми сказки.
О том, почему местечко Болбан-бож так называется (ныне пос. Парма)
• Раньше коми верили, что, что спасти их от любой напасти может только
духовная сила. Они поклонялись идолам, истуканам. Вот это местечко так и было названо в надежде на защиту идола с хвостом или чёрта, лешего – по коми болбан-бож.
• Рядом с посёлком Парма есть село Колва, а в давние времена его населяли
ненцы-самоеды, кочевой народ. Так вот, чуть выше вверх по р. Усе, на специально выбранном месте стояли (может несколько, а может один) болбан-идолы у ненецкого шамана. С тех пор местечко и получила название Болбан-бож.
Про кукушку (с. Колва)
• В праздничный день Благовещенья кукушка свила гнездо и отложила яйца, а
Бог за это на неё осерчал и проклял птицу. С тех пор кукушка подбрасывает яйца в чужие гнёзда, и её птенцов растят другие лесные птицы.
• В благостный день Благовещения Пресвятой Богородицы с лесной опушки
несётся плач кукушки: Ку-ку, по-ложь, по-ложь! Это вековая песня кукушки, которая трудится, вьёт гнездо, а кукушат всё нет. Вот и кричит бездетная кукушка.
Про рябчика (с. Колва)
В далёкие времена рябчик был самой крупной птицей. Но однажды, слетев с дерева, он потревожил отдыхавшего под деревом Бога. Рассерженный Бог наказал птицу: Пусть каждой лесной птице достанется по кусочку твоего тела! С тех пор рябчик во много раз уменьшился в размерах.
Про многоногую собаку (с. Колва)
Однажды старик со старухой встретили в лесу многоногую собаку, которая устала шататься по лесам, ноги её поистёрлись. Осталось только четыре. Старики пожалели животное и позвали её к себе. С тех пор собака живёт с людьми и служит им.
Как первый человек появился (с. Щельябож)
Давным-давно в коровьей кормушке росла трава. На конце стебля и вырос первый человек.
Почему у собаки есть пай на хлеб (с. Щельябож)
Раньше люди не умели хлеб беречь, бросали его под ноги, топтали. Бог сильно рассердился и стал хлеб на небо поднимать. Собака это увидела и за пшеницу зубами схватилась. Так хлеб на земле остался. Мы сейчас из собачьего пая хлеб едим. И собаке хлеб дать – это не грех.